115 лет первой Пермской электростанции

1.jpg

Подробное описание электрохозяйства Перми в первые десятилетия ХХ века составил П. Кожевников, заведующий электрической частью Городской Электростанции. 

Из отчета В. Кожевникова:

«Городская Электрическая станция открытая 1-го февраля 1902 г., расположена в Центре района главного потребления энергии постоянного тока на углу Торговой и Оханской улиц. Здание станции состояло из 3-х отделений:

  1. Котельного для помещения 2-х котлов

  2. Машинного построенного для установки 4-х групп паро-динам

  3. Аккумуляторного, где помещалась аккумуляторная батарея

Для питания котлов водой устроен был водопровод соединяющий станцию с существовавшей тогда водокачкой на Каме.

Котлы

В котельном отделении было установлено 2 водотрубных котла завода «Фицнер и Гампер» поверхностью нагрева в 165 кв. метров каждый. В котельном отделении был устроен запасной железный бак для воды вместимостью в 1000 ведер. Топки котлов были приспособлены для сжигания дров.

Паро-динамо машины

Паровые машины вертикальные, компаунт, без конденсации завода Шихау в Ельбинге, развивали при 180 оборотов в минуту и 9 атмосфер давление пара 150 до 200 действительных лошадиных сил. Паровые непосредственно соединены с динамо-машинами на общем валу. Динамо-машины – одна завода Унион в Берлине, построена на 150 киловатт при 500 вольт напряжения, 2-я – завода Шуккерт в Нюнберге на 162 киловатт. Обе машины шестиполюсные с шунтовым возбуждением электромагнита.

Аккумулятор

Аккумуляторная батарея завода Тюдор состояла из 250 элементов в стеклянных банках, емкостью в 435 ампер-часов при 10 часовом разряде.

Добавочная группа Тюри

Для зарядки аккумуляторов была установлена группа добавочных машин Тюри, которая состояла из двигателя мотора в 30 сил при напряжении 500 вольт, и непосредственно с ним соединенных 2-х динамо-машин с независимым возбуждением . Напряжение этих добавочных машин могло изменяться от 0 до 120 вольт в одну и другую сторону, т.е. вольтаж добавочных динамо-машин или прибавляется к вольтажу главной динамо-машины во время зарядки или же добавочные машины давали обратный вольтаж, уменьшая напряжение аккумуляторной батареи до напряжения шин при переходе с заряда на разряд, когда напряжение батареи выше напряжения главных распределительных шил доски.

Распределительная доска

На распределительной доске, состоящей из отдельных мраморных панелей, были установлены все необходимые коммутационные и измерительные приборы, как для присоединения отдельных машин, так и для соединения сети.

Принятая 3-х проводная сеть для частных абонентов состояла из замкнутой сети распределительных проводов и питалась в разных пунктах 7-ю фидерами. От каждого из питательных пунктов шли провода к контрольным вольтметрам на распределительной доске, где помощью фидерных реостатов поддерживалось постоянное ровное напряжение.

Для уличного освещения было установлено 20 дуговых фонарей по Сибирской и Монастырской улицам до вокзала. Для освещения остальных улиц были установлены лампочки Нернста 65 и 135 свечей. Всего ламп Нернста было установлено 320 штук.

Perm_osvesch2.jpg


К 1 января 1905 года присоединено к станции было 32 двигателя общей мощностью до 50 сил, лампочек же у абонентов и уличного освещения было присоединено 8200 штук силою света от 5 до 135 свечей.

PErm_el_osvesch.jpg

На Пермской Электростанции за 20 лет работы было произведено 4 расширения.

Первое расширение началось в 1905 году в связи с приспособлением ее к потребностям строящегося городского электрифицированного водопровода. В связи с этим на Электростанции была установлена паровая машина мощностью 120 сил завода Шихау, расширено котельное помещение, установлен котел площадью нагрева 165 кв.м.

К 1907 году Электростанция стала серьезной отраслью городского хозяйства, связь с водопроводом еще больше увеличила ее значение, число абонентов достигло 600, число присоединенных лампочек до 12 000, все это время станция работала без всякого резерва.

В 1907 году начинается второе расширение электростанции.

Была установлена вертикальная паровая машина Компаут с конденсацией завода Краматорского , развивающая при 187 оборотов в минуту и 9 атмосфер рабочего давления пара 400-500 лошадиных сил, последняя приводила в действие одну динамо-машину постоянного тока в 300 киловатт и один генератор трехфазного тока 2 200 вольт в 250 киловатт. В пристроенном котельном помещении был установлен новый водотрубный котел поверхностью нагрева 250 кв. метров, на новых и на старых котлах установлены пароперегреватели, а топки всех котлов были переведены на сжигание каменного угля. Таким образом с новым расширением станция стала более мощной и экономичной.

Вместе с этим началось расширение городской электросети. Для привлечения абонентов были сделаны изменения в тарифе:

«В течение известного числа часов годового потребления абоненты оплачивают все постоянные расходы станции; тогда за употребленную сверх этого минимального расхода энергию можно брать с абонента плату значительно пониженную, принимая соображение, что раз оплачены постоянные расходы, выработка дальнейшего количества энергии вызывает только расход переменной: на топливо и смазку. Поощряя понижение цены потребления абонентов электрической энергии, станция в убытке не будет, а наоборот увеличит свою доходность. Такой подход к тарифу был взят по примеру заграничных станций и с 1908 года норму горения понизил с 600 до 500 часов, затем в течении последующих 4-х лет ежегодно сбавляли по 50 часов. Второе нововведение в тарифе тогда же было это так называемого двойного тарифа для некоторых абонентов, главным образом передачи силы, по нему стали ставить счетчики двойного тарифа. Счетчиками двойного тарифа было достигнуто во первых значительное понижение максимальной нагрузки, во вторых вследствие того, что моторы в это время, когда больше всего нужен свет не работали, получалось гораздо более равномерное освещение. При тогдашней таксе 27 копеек за киловатт час, стоимость энергии для моторов расценивалась в 10 копеек.»
В связи с дальнейшим развитием городского хозяйства, решением обзавестись новым видом транспорта – электрическим трамваем, возник вопрос об очередном расширении Электростанции.

Третье расширение началось в 1913 году. В котельном отделении были установлены:

В новом машинном отделении был поставлен турбогенератор 3-х фазного тока мощностью 800 киловатт, 3000 оборотов в минуту, фирмы В.К.Э.

Для питания сети постоянного тока, а также имея ввиду будущую установку электрического трамвая были поставлены 2 конвертора мощностью по 250 киловатт каждый.

Параллельно приступили к расширению сети высокого напряжения и установке трансформаторов, чтобы постепенно переводить абонентов с постоянного тока на переменный. Вся новая сеть высокого напряжения была сделана в течении 1914-1915 гг. подземным бронированным кабелем, общая длина сети составила 11 734,8 метра.

Четвертое расширение электростанции потребовалось в 1915 году в связи с вступлением России в I Мировую войну.

«Пущенное в работу новое оборудование станции в 1914 году гарантировало городу как будто-бы долговременный запас, а так же выгодность в смысле усовершенствования; но открывшаяся в этом же году Германская война и страшный рост потребления электрической энергии не столько для целей освещения, сколько для применения моторной нагрузки, которая из-за срочности военных законов вызывалась вечерними максимальными часами, присоединение к сети такого крупного абонента, каким являлся механический завод «Леснер», заставило Городское Самоуправление в 1915 году сделать заказ на дальнейшее расширение и обеспеченность станции , но таковое было осуществлено только в 1917 году.»

На электростанции установили:

Последнее расширение гарантировало городу постоянную подачу электроэнергии, имея в запасе одну турбину или пуская их работать параллельно обе вместе в часы максимальной нагрузки. За последние 2 года рост потребления электроэнергии увеличился почти в 2 раза: в 1914 г. было продано 1 422 731 к.в.ч., а в 1917 г. уже 2 273 000. Число присоединенных лампочек выросло до 43 883 шт.

После этого расширения работа Городской Электростанции в нормальном режиме продолжалась до 1919 года, а затем с началом Гражданской войны энергохозяйство пришло в упадок.

Было решено дооборудовать электростанцию завода «Леснер», где имелся турбогенератор трехфазного тока мощностью 1500 киловатт завода «Вольта» и паровой котел системы «Бабкок-Вилькокс» морского типа с поверхностью нагрева 430 кв. метра. Новую станцию удалось пустить в сентябре 1921 г. 

В ноябре 1922 года обе электростанции и электросети вошли в состав нового созданного предприятия «Пермские городские сети». 

В 1923 году было подписано соглашение о рациональном кустовании электростанций, по которому все производство осуществляла станция «Леснер», а Городская служила пунктом распределения энергия. Пермская Городская электростанция проработала до 1934 года.

Perm_el_prorabot.jpg

Другие сообщения блога

Вконтакте Фейсбук