Судьба уралмашевца-электроинженера

Автор: Дубинин Сергей Иванович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкой филологии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева

ТЭЦ Уралмаша имеет славную, более чем семидесятилетнюю историю. Ее закладка осенью 1930 года увенчалась ударным строительством и пуском уже весной 1932 года. Впервые судьба этой важнейшей для Свердловска-Екатеринбурга теплоэлектроцентрали освещена в иллюстрированной документами книге С.С. Агеева и А.В. Реймер «Свердловская ТЭЦ» (2017 г.), где можно найти и персоналии первых инженеров-электриков УЗТМ. 

Среди них я хочу отметить и рассказать о своем дяде – первом начальнике сетей и подстанций ТЭЦ УЗТМ Котове Владимире Илларионовиче (1908-1939).

Котов В.И. во время учебы в Самарском электротехникуме (1924-1928 гг.)

В.И. Котов во время учебы в Самарском электротехникуме (1924-1928 гг.)

После прохождения практики на Сарапульской ГРЭС он вместе с друзьями отправился в конце 1929 года на Уралмашинстрой, где до пуска заводской ТЭЦ трудился в электро-эксплуатационном цехе. Его заслуги в прокладке ЛЭП, в ударническом движении, в развитии энергосистемы готовящегося к пуску УЗТМ были отмечены наградами.

Лэп на торфянике, в строительстве которой участвовал Котов

Лэп на торфянике, в строительстве которой участвовал Котов

Освоение новых технологий и обслуживание электрооборудования, которое в основном приобреталось в Германии, потребовало зарубежного командирование специалистов, среди которых оказался и технический руководитель электро-эксплуатационного цеха Владимир Котов. Об этой поездке расскажу подробнее.

Характеристика.jpg

Характеристика тов. Котова

"На Уралмашстрое в должности техника-проектировщика с 1929 г. При его активном участии и руководстве проведена высоковольтная ЛЭП на торфяник длиною в 20 километров с полной визировкой. Был заведующим по подстанциям и сетям с осени 1930 г. по 1932 г. Затем был назначен, как технически грамотный и инициативный техник, техническим руководителем Электро-эксплуатационного цеха. Сумел организовать четкую ответственность подчиненных ему инженеров, техников, монтеров, давая конкретные им указания на отдельных участках работ. Несмотря на то, что тов. Котов занимает ответственный пост технического руководителя по питанию УЗТМ электроэнергией Эксковаторостроя, Эльмашстроя и другие участки Сталинского района, не входящие в систему , он не оторвался от рабочей массы, тем самым завоевал себе среди рабочих крупный авторитет по вопросам внедрения техучебы и освоения иностранной техники.


Как лучший технический работник в 1931 г. будучи б/партийным, он в монтажной эксплуатации электрооборудования вел большевистскую борьбу за генеральную линию по строительству и пуску УЗТМ. В 1931 г. в июне м-це тов. Котов принят в кандидаты ВКП(б), утвержден Обкомом ВКП(б) и с новой силой будучи коммунистом, повел борьбу за пуск завода на участках электрооборудования и бесперебойного снабжения цехов и участков электроэнергией. Сумел свои активным участием в самое срочное время ликвидировать аварии в Эл. хозяйстве УЗТМ. За время пребывания в Партии повысил свою политическую грамотность став на должную высоту в деле Марксистко-Ленинской идеологии, он в общественно-партийной работе, выступая на партсобраниях и рабочих собраниях, давая правильные установки, как по политической, так и по технической части, тем самым правильно по большевистски проводя генеральную линию партии. Ни в каких уклонах и оппортунистического отношения к политике партии и производству тов. Котов не допускает. Идеологически выдержан и дисциплинирован.

Ввиду того, что электрооборудование завода очень сложное и в большинстве импортное, для четкой организации эксплуатации и ремонта его, требуется учет заграничного опыта.

Для знакомства с этим делом парт и Профорганизация цеха считают посылку заграницу инженерно-технического работника и считают тов. Котова вполне подходящим для этого."
  
Официально Владимир Котов командировался на четыре месяца с конца февраля 1934 года на предприятия основных германских партнеров Уралмашинстроя и его преемника УЗТМ – фирмы «Крупп» и «Демаг», производства которых в основном находились в Рурской области. Это время было отмечено укреплением фашистской диктатуры, конфронтацией с нацистским Рейхом, но одновременно попытками сохранить насущно необходимое Уралмашу и выгодное немецким фирмам технологическое сотрудничество. Об этом писал в своих воспоминаниях куратор советских практикантов от торгпредства СССР в 1930-е гг. Василий Семенович Емельянов («О времени, о товарищах, о себе»). Совспецы, визуально эскизируя оборудование и технологические процессы, добывали информацию, которая не входила в контрактное сопровождение поставляемого оборудования, неминуемо попадая под надзор гестапо.

Специалист-электрик Владимир Котов работал в смешанных группах инженеров-практикантов, наверняка имея навыки иноязычного общения в среде немецких иноспецов, трудившихся на УЗТМ.

В.И. Котов, 1934 г.

В.И. Котов, 1934 г.

Обеспечить сопровождение всех групп и перевод вряд ли представлялось возможным. Он посетил Берлин (здесь практиканты получали распределение, обеспечение), Гамбург, Дюссельдорф-Бенрат, небольшие местечки в Зауэрланде (Картхаузен, Шальксмюле, Мёнезее, Брюгге, Хальвер, Люденшайд). Некоторые фото этих мест сохранились в нашем семейном архиве.

Но чем вызваны поездки в немецкую провинцию? Частично на этот вопрос ответил в своих воспоминаниях В.С. Емельянов. Он пишет, что вывозил группы практикантов якобы на отдых в местечко Картхаузен, где они останавливались у его знакомого владельца гостиницы Ганса Фроммана, совершая поездки, пешие прогулки. Но вряд ли это было праздным, к тому же затратным, времяпрепровождением! Что могло интересовать, например, электротехника Котова вдали от основных производств?

Ответ удалось найти в ходе моей поездки и общения по точкам «маршрута Котова» в 2011 году. В Картхаузене я поселился в гостинице Фроммана, которая существует по сей день. Стало очевидным - его интересовали малые производства и электро-технологии, размещавшиеся в Зауэрланде. Это производства изоляторов и реле, запрудные электростанции и т.п. Это имело первоочередное значение для УЗТМ, испытавшему изначально потребность развития энергосистемы и сопутствующих инфраструктур.

Например, на фото весны 1934 года Владимир Котов стоит на гребне дамбы запрудной ГЭС в Мёнезее, которая работает по настоящее время. Я повторил фото на том же месте через почти 80 лет.

Владимир Илларионович на дамбе В.И.Котов на дамбе ГЭС Мёнетальшперре(Германия, Зауэрланд, весна 1934 г.)

Владимир Илларионович Котов на дамбе ГЭС Мёнетальшперре (Германия, Зауэрланд, весна 1934 г.)

С.И. Дубинин - фото на том же месте

С.И. Дубинин - фото на том же месте

Пока мне не удалось установить имена коллег Котова по поездке, отмеченных на фотографиях. Но некоторые лица встречаются на фото из книги воспоминаний Емельянова. Другой вопрос: где мог молодой специалист получить столь высокую языковую подготовку для отправки в Германию?

По возвращении летом 1934 Владимир Котов сразу назначается на должность заведующего электросетями и подстанциями УЗТМ с энтузиазмом берется за воплощение новых планов.

Но в начале 1935 года он был арестован по ложному обвинению в антигосударственной деятельности и осужден на 5 лет лагерей. Его жизнь трагически оборвалась в Соловецком лагере летом 1939 года.

Котов_.jpg

Дело Котова.jpg     выписка из протокола.jpg

После реабилитации в 1956 году имя В.И. Котова вернулось в анналы Уралмаша лишь благодаря изысканиям и публикации в газете «За тяжелое машиностроение» (1989, № 192) известного екатеринбургского краеведа и историка Уралмаша Серея Степановича Агеева.

Возвращение имени.jpg

Газета «За тяжелое машиностроение» (1989, № 192)




Другие сообщения блога

Вконтакте Фейсбук