Дореволюционный период
XVII век – 1917 год

От водяного колеса до первых уральских электростанций и уличного освещения

Электроэнергетика Урала берет свое начало в конце XIX столетия. 

По свидетельству пермяков, живших на рубеже веков, впервые электрический свет в губернском центре зажегся на небольшом частном фосфорном заводе, заложенном в 1870 году в устье речки Данилихи. Мерцающий свет на заводской территории от электростанции мощностью 20 кВт казался чудом. 

Исторические источники также свидетельствуют, что первые опыты с электричеством на Урале проводил управляющий Нижнесалдинского металлургического завода Константин Павлович Поленов. Он много работал над практическим применением электричества. В 1880 году ему удалось собрать гальваническую батарею и зажечь так называемый «волшебный фонарь» – прототип современного диапроектора. Впоследствии К. Поленов сконструировал и изготовил дуговой фонарь. Светом этого фонаря была освещена заводская контора. Новаторские эксперименты К. Поленова явились предвестниками прихода на Урал эры электричества. 

Первые электростанции появились на горных заводах. По имеющимся данным в 1884 году на Среднем Урале действовало несколько небольших энергоустановок общей мощностью 60 кВт. Газеты конца XIX века пестрели объявлениями, в которых иностранные бизнесмены предлагали российским промышленникам свои услуги по внедрению электроосвещения, электропривода, а также по поставкам оборудования для строящихся электростанций. 

Сохранилось описание типичной электростанции того периода: 
«…оборудование на Нижнесалдинском заводе – два локомобиля, сидящих верхом на паровых котлах. Локомобили приводили в движение генераторы весьма внушительных размеров. Диаметр статора достигал 6 метров. Марка «Сименс-Шуккерт». В одном зале располагались и локомобили, и распределительное устройство 6 кВ, и щит управления. Каменный уголь вручную подавали в котельную и загружали в топки. Каждый котел обслуживали кочегар и шуровщик, на два котла полагались подкатчик топлива и золовоз. На щите управления сидел электрик и крутил «баранку» – регулировал напряжение. Главным же был машинист локомобилей. Всех мучила пыль и загазованность помещения.»
В 1900 году была пущена Березовская электростанция, которая и сегодня работает на золотоносной добыче, в 1907 году – Надеждинская, до сих пор вносит лепту в электроснабжение Серовского металлургического комбинате им. А.К. Серова. 

С конца 80-х годов XIX века положено начало электрификации столичных уральских городов, в частности разрабатываются проекты уличного освещения и практического применения электричества в быту. 

Местные краеведы могли бы поведать много исторических сюжетов о том, как долго враждовали между собой Екатеринбург и Пермь. Руководители Екатеринбургского горного округа никак не могли смириться, что центром большой губернии была выбрана Пермь, их же город получил статус уездного. 

Соперничество проявлялось во всем, не обошло оно и такой ресурс как электричество. Определяющим стал 1885 год, когда Екатеринбургу удалось заполучить в свой город представительство «Товарищества П.Н. Яблочков и Ко электрического освещения в России», которое занялось электрическим освещением городских улиц. 

В апреле того же 1885 года во дворе городского театра «Колизей» начала действовать первая электроустановка. В первый год освещались только сцена и зал театра, позже – территория улицы вблизи здания. 

Газета «Восточное обозрение» сообщала об этом так:
«Проходя по одним улицам города, можно легко попасть в канаву благодаря господствующей здесь темноте. Но едва ступишь на Театральную улицу – тебя обольет ярким светом электричества, превращающим непроглядную ночь в ясный день».
Первое освещение улиц электрическим светом было осуществлено на «Театральном перекрестке» – перекрестке Главного и Вознесенского проспектов. 

В 1894 году начала работу мощная Центральная электростанция, которую построил купец Андрей Дмитриевич Елтышев. Говоря о Елтышеве, стоит отметить, что он же в конце 1890-х предпринял первые попытки запустить в Екатеринбурге электрический трамвай. Первая его инициатива – электростанция становится частью городской инфраструктуры, а вот трамвайное сообщение будет запущено в столице Среднего Урала только в конце 20-х следующего столетия. На станции было установлено оборудование иностранных фирм – паровые машины фирмы «Бульт», генераторы постоянного тока «Вестингауз». Топливом для котлов служила древесина. 

Современники свидетельствуют о пропагандистском таланте директора электростанции Льва Афанасьевича Кроля. Энтузиаст электроосвещения города организовал включение электрических огней как раз к выходу членов городской Думы с заседания. Ошеломленные депутаты не только восхитились яркостью освещения Тарасовской набережной, но и поехали на электростанцию, где выслушали подробную лекцию об устройстве и пользе ее для города. 
«Впервые гражданам города удалось любоваться электрической иллюминацией улиц!», – восторгалась газета «Екатеринбургская неделя».
В центральные города западной и южной части Урала – электричество пришло с небольшим опозданием. 

Начало развитию электрических сетей в Прикамье было положено строительством и пуском в Перми в 1902 году Пермской городской электростанции. Станция строилась она при непосредственном участии видного ученого, изобретателя радио Александра Степановича Попова. 

Датой начала электрификации уездного Челябинска считается 1903 год, в этот год заработала первая дизельная электростанция. Первые шаги на этом поприще связаны с именем крупного предпринимателя и общественного деятеля Василия Колбина. Купец Колбин в начале XX века строит (на паях с предпринимателем Кокоревым) первую в Челябинске электростанцию. Или, как тогда говорили, – «Завод электрической энергии». Челябинский краевед Э.Подтяжкин отмечает, что купцу Колбину нелегко далась эта затея.
«Оказалось, что в Челябинске нет людей, знакомых с электротехникой. Вернее, почти нет. Нашли в железнодорожных мастерских несколько бывших военных моряков, кто во время службы на дредноутах имел хотя бы какое-то отношение к электроаппаратам. Из этих парней и сколотили первую бригаду монтеров».
По решению городской думы в 1913 году взамен маломощной дизельной электроустановки началось строительство городской тепловой электрической станции, установленной мощностью 250 кВт, работающей на буром угле Копейского месторождения. 

В 1916 году в коллективе городской электростанции работало 8 «господ монтеров» обслуживающих электросетевое хозяйство станции и города. По воздушным низковольтным линиям, протяженностью в десятки километров, от электростанции было запитано 14 740 лампочек государственных и земских учреждений, магазинов, лавок и квартир горожан. 

Челябинская электростанция и городской участок электросетей входили в акционерное общество. Вырабатываемая станцией электроэнергия распределялась по Челябинску на напряжении 3,3 кВ. Электрические сети были выполнены в виде воздушных линий на деревянных опорах. Провода подвешивались к опорам при помощи конусообразных фарфоровых изоляторов с клеймом – короной Российской империи.
НАВЕРХ!