Электрификация Златоуста

В 1889 году на Златоустовском казенном металлургическом заводе впервые было использовано электричество для наружного и внутрицехового освещения. 

Сеть состояла из 39 ламп вольтовой дуги мощностью 1000 свечей и 109 ламп накаливания с угольной нитью по 16 и 25 свечей. В качестве источников тока использовались гальванические элементы и маломощные генераторы постоянного тока.

В 1902 году мощность станции составила 220 кВт, от нее питались моторы станков, которые частично вытеснили громоздкие установки трансмиссий паровых машин.

Электрификация завода сдерживалась отсутствием необходимых мощностей, поэтому в 1911 году было начато проектирование мощной силовой электростанции и заложен ее фундамент. Из-за начавшейся I мировой войны строительство станции шло медленно и она вступила в строй только в октябре 1915 года.

Центральная электрическая станция (ЦЭС) завода первоначально имела мощность 5 250 кВт, которая вскоре была доведена до 10 250 кВт.

Напряжение тока, вырабатываемого 4 генераторами, составляло 550 В и 2,1 кВ. Для связи с главным заводом была построена линия электропередачи напряжением 15 кВ, сооружены трансформаторные подстанции (повышающая и понижающая), распределительные сети 2,1 кВ и сети потребителей 550 и 230 В.

Наличие значительной по тому времени энергетической мощности позволило с пуском ЦЭС не только продолжить электрификацию завода, но и начать электрификацию Златоуста. В 1915 - 1917 гг. электрическое освещение появилось в учреждениях и жилых домах, расположенных в центральной части Златоуста.

С 1915 по 1930 год - до ввода в действие подстанции 110 кВ ЧГРЭСа - ЦЭС была единственным источником электроснабжения механического, металлургического и абразивного заводов, жилых районов города.

В 1926-1931 гг. ЦЭС была реконструирована и ее мощность доведена до 14500 кВт.

С выделением 1 октября 1925 г. из состава механического завода самостоятельного металлургического завода ЦЭС вошла в его состав.

С начала эксплуатации ЦЭС работала на угле, который завозился вагонетками конной тягой. В начале 1941 года к станции проложена широкая ж/д колея и уголь стал доставляться железнодорожными вагонами.

В годы Великой Отечественной войны коллектив ЦЭС дважды завоевывал второе место в соревновании среди коллективов электростанций СССР.

С 1958 г. паровые котлы станции с угля переведены на мазут.

В 1967-1971 гг. на ЦЭС прошла замена устаревшего оборудования на более совершенное.

В 1978-1980 гг. построена новая котельная с котлами КВГМ-100, закончен очередной этап реконструкции ЦЭС, в результате, которого расход топлива на выработку 1 Гкал тепла снижен в 1,1 раза, на производство 1 кВт*час электроэнергии — в 2,7 раза.

Сейчас ЦЭС производит теплоснабжение метзавода и прилегающих жилых районов города, а также обслуживает электрические сети завода и вырабатывает небольшую часть потребляемой заводом электроэнергии.


Вернуться назад