Свердловская ТЭЦ

Энергия, свет и тепло для Уралмашзавода

Свердловская ТЭЦ сыграла большую роль в реализации планов первых пятилеток на Урале, а в годы Великой Отечественной войны её мощности позволили организовать бесперебойный выпуск оборонной продукции. Построенная в начале 1930-х годов за пределами города, сегодня она находится в центре тепловых и энергетических нагрузок Екатеринбурга.

Курс на индустриализацию страны, взятый большевиками в 1920-е годы, предполагал и её электрификацию. Иначе создать промышленность, в том числе завод тяжёлого машиностроения, подобный мировым лидерам Krupp и Skoda, было невозможно. 

На строившихся заводах проблема электрификации решалась локально: вместе с заводами возводились электроотопительные станции (позже их стали называть ТЭЦ). Обозначена такая станция и на самом первом генеральном плане Уралмашзавода.

В 1926 году на президиуме Уралоблисполкома утвердили работы над проектом промышленного гиганта - Уральского завода тяжелого машиностроения.

Для возведения завода тяжёлого машиностроения неподалёку от Свердловска и соцгорода при нем был выделен участок леса неподалёку от важного железнодорожного узла, вблизи источников водоснабжения — озера Шувакиш и Верх-Исетского пруда.

Свою роль в выборе места для строительства крупного машиностроительного предприятия сыграл ещё один важный фактор — значительные залежи торфа на расстоянии 25 километров от будущего завода. Торф предполагалось использовать как единственное топливо для заводской ТЭЦ и сырьё для получения газа для металлургических цехов на газогенераторной станции.

Площадку для строительства завода выбрали на высоте 274 м над уровнем Балтийского моря. Благодаря трещиноватости пород она почти всегда сухая, что немаловажно для производственных цехов, особенно металлургических. Только южная часть заводской территории оказалась в низине. Там и наметили строительство собственной электроотопительной котельной (впоследствии ТЭЦ) и газогенераторной станции для обеспечения Уралмашзавода и его жилого поселка теплоэлектроэнергией, паром и сжатым воздухом.


Главный корпус Свердловской ТЭЦ в лесах

Выбор места для ТЭЦ был обусловлен необходимостью доставки на электростанцию множества вагонов с торфом (на завод ежегодно должно было поступать около 1,7 млн тонн торфа).

Такая электроотопительная станция, какую задумали специалисты Уралмашиностроя, на Урале строилась впервые. Никакого опыта в создании подобных объектов не было даже у главного инженера проекта Владимира Фёдоровича Фидлера. Но людей того времени отличала дерзкая уверенность в себе, в том, что любое самое масштабное дело им по плечу.


К строительству электроотопительной станции приступили уже в сентябре 1930 года, когда оборудование для многих энергоёмких цехов ещё только подбиралось, и практически сразу после пуска начались работы по увеличению мощности ТЭЦ. 

Здание ТЭЦ проектировали архитекторы Уралмашиностроя в лучших традициях модного тогда конструктивизма.

Поперечный разрез корпуса ТЭЦ. Чертеж 1933 года

Оборудование, устанавливаемое на электростанциях страны, в то время импортировалось из-за границы.
«На 8 миллионов золотых рублей для будущего Уралмаша заказано оборудования только в Германии. Это очень дорогая для Советского государства цена. В стране очереди за хлебом, карточки. В столовых – суп с пшеном. Картошка – деликатес. А пароходы, груженые отборной пшеницей, отплывают в Америку. .. Вот что такое была валюта, на которую покупались турбины для ТЭЦ…»
(Воспоминания строителей из книги Т. Ефимовой «Уралмашевцы»)
Ещё в процессе проектирования уралмашевскую ТЭЦ окрестили энергетическим сердцем завода. Действительно, от неё, как артерии в живом организме, должны были расходиться коммуникации, питающие электроэнергией и теплом все цеха завода и прилегающие жилые районы. Затраты на строительство энергетического тоннеля были огромные, равные возведению крупного цеха. Но они оправдались, трубы в нём не подвергаются коррозии.

Генплан завода и соцгорода при нём. Чертёж 1932 года

В мировой практике отсутствовал опыт сжигания низкокачественного топлива, поэтому топки заграничных котлов переделывались по системе профессора Макарьева для сжигания кускового торфа, в изобилии имеющегося на Урале. Вся основная техника была задействована на строительстве цехов завода, поэтому транспортировка топлива от торфопредприятий к железной дороге производилась на лошадях. Первые вагоны торфа для котлов ТЭЦ загружались вручную, корзинами. Только во второй половине 1932 года появились краны и экскаваторы. На случай перебоев с поставками топлива был построен склад, рассчитанный на трехсуточный запас торфа.

Первая топливоподача торфа на Свердловской ТЭЦ

Зимой 1931–1932 гг. удалось организовать механизированную добычу торфа и доставку его к зданию ТЭЦ железнодорожным транспортом. Подача торфа осуществлялась при помощи наклонного торфоподъёмника, выполненного в виде эстакады с фуникулёром, на котором был установлен электромотор. Тележка вместе с вагоном для торфа поднималась на бункера станции, где вагоны ставились на разгрузку.

Строительные работы на водопроводе под руководством прораба Н.П. Емельянова развернулись с января 1931 года. Первая нитка водопровода была построена из труб диаметром 16 дюймов, хотя по проекту следовало использовать трубы диаметром 20 дюймов, но их в России не нашли. Поэтому подачу воды на станцию в запланированном объёме обеспечили позже, когда построили вторую нитку водопровода. Общая протяжённость водопровода от водозабора на Верх-Исетском пруду до ТЭЦ составила 4 720  метров. В нескольких местах водопровод пересекал железнодорожные линии, поэтому пришлось строить тоннели.

Строительство энергетического тоннеля. Фото 1931 года

Стройка шла быстрыми темпами, ведь велась она в эпоху индустриализации страны. Строительство завода полностью зависело от скорости возведения ТЭЦ, так как без тепла и света в цехах невозможно было вести монтаж оборудования. С пуском электроотопительной станции поторапливались, потому что постепенно начинали работать цех за цехом Уралмашзавода, и ЛЭП с ВИЗа уже не справлялись с нагрузкой. Производству сильно мешали постоянные аварийные отключения электроэнергии, бывали случаи, когда в цехах останавливались краны с ковшами, полными жидкого металла.

Котельная возводилась быстрыми темпами под контролем начальника «Уралмашстроя» А.П. Банникова. 

Завершение строительства промышленного водопровода и водонапорной башни. Фото 1931 года

За два года было построено здание котельной и паровой котел №1 производительностью пара 25 тонн в час, введена топливоподача. Всю зиму 1931-32 гг. производился монтаж турбины №1, компрессоров и трех котлов.

В январе 1932 года на ТЭЦ были смонтированы первые четыре котла площадью по 500 м2 каждый и паропроизводительностью по 25 тонн в час. 29 января водоводы нескольких цехов были наполнены водой из первого котла, нагретой до 95 градусов.

Монтаж турбины

Механизмы котельной были подключены пока к электролинии с Верх-Исетского завода. Первого февраля 1932 года горячая вода поступила в тепловоды всех действующих цехов Уралмашзавода. Тогда же состоялся пробный пуск первого турбогенератора.

2 февраля 1932 года турбина дала первый ток. Эта дата признана Днем Рождения ТЭЦ.
Машзал ТЭЦ Уралмаша

Турбину установили немецкой фирмы «WUMAG» типа ПР-5, 12-29-11/1,3, с противодавлением и производственным оборотом, мощностью 5,12 МВт, давлением в производственном отборе Рпо=0,3 ати, давлением в противодавлении Рто=0,3 ати.

Немецкая турбина «WUMAG» бесперебойно проработала с момента пуска 77 лет, и была выведена из работы только в 2009 году. Ее фирменный знак сегодня экспонируется в Музее энергетики Урала.

wumag_guerlitz.jpg

museum_Archibe_Int_17_12.jpg

Вскоре уралмашевская ТЭЦ оказалась самой эффективной в СССР: КПД зимой — 0,71, летом — 0,56.

Своевременный пуск ТЭЦ дал возможность ввести в эксплуатацию самое современное станочное оборудование. В результате Уралмашзавод с самого начала отличался в лучшую сторону от старых машиностроительных предприятий, где нередко в механообрабатывающих цехах станки ещё приводились в движение ременной передачей от общего вала, который крутила паровая машина.

В октябре 1932 года к отоплению от ТЭЦ были подключены первые капитальные дома соцгорода Уралмаш по ул. Ильича, Стахановской, Краснознамённой, Красных борцов.

Вскоре после пуска ТЭЦ производственные мощности Уралмашзавода превысили те, что замышлялись в первоначальном проекте. Намечалось строительство новых цехов, в том числе мехцеха №3 (теперь это блок цехов №9), в котором следовало установить более тысячи станков. 

Там планировалось выпускать ежегодно до 6 000 артиллерийских орудий. Но в первую очередь надо было значительно увеличить подачу пара в кузнечно-прессовый цех, где начался монтаж одного из самых мощных в мире ковочных прессов усилием 10 тыс. тонн. Он должен был ковать заготовки артиллерийских стволов, валов турбогенераторов, крупных прокатных валков. Поэтому в 1935 году были введены в эксплуатацию ещё два паровых котла. А в 1939 году сдан в эксплуатацию третий турбогенератор мощностью 12 МВт.

В годы войны Свердловск, как и весь Средний Урал, задыхался от дефицита электроэнергии. В город прибыло много эвакуированного оборудования с Украины, из Ленинграда и Калининграда Московской области (ныне город Королёв). На Уралмашзаводе устанавливали не только станки, но и другое энергоёмкое оборудование. Дело доходило до отключения цехов оборонных предприятий по особому графику. Дефицит электроэнергии сдерживал наращивание объёмов производства оборонной продукции. Мало помогало даже то, что в пиковые нагрузки от электросети отключался соцгород Уралмаш. Электричество отключали даже в школах, и занятия приходилось проводить при тусклом свете коптилок.

Все резервы электростанций «Уралэнерго» были исчерпаны, но диспетчеры энергосистемы требовали от каждой электростанции нагрузки сверх нормы. В результате в системе снизилась частота тока, что могло привести к поломке лопаток турбин. Положение улучшилось только после того, как в феврале 1942 года в небывало короткий срок смонтировали и запустили уже четвёртый по счёту турбогенератор мощностью 6 МВт. Пар для турбины дал котёл, доставленный из блокадного Ленинграда.
 
Но была ещё одна очень серьёзная проблема — сбои в поставках торфа. Рабочие торфопредприятия оказались незабронированными и были мобилизованы в действующую армию. В результате топливо на ТЭЦ стало поступать с перебоями, в то время как нагрузка котлов возросла. Взамен торфа на ТЭЦ предложили сжигать в топках бурый уголь, что удалось не сразу. К тому же возникли проблемы с золоудалением. Здесь помогли конструкторы Уралмашзавода, предложившие простой и легкоосуществимый способ решения такой задачи.

После окончания войны перед энергетиками была поставлена задача реконструкции ТЭЦ и увеличения её мощности. Дело в том, что Уралмашзавод развивался, росли объёмы производства очень важных для страны машин.

В начале 1950-х годов горячей воды для бытовых нужд в соцгороде не хватало. В отдельных домах её подавали раз в неделю на несколько часов, в других горячей воды не было вообще, хотя в квартирах имелись ванны. Положение коренным образом изменилось с 1953 года, когда на ТЭЦ был сдан в эксплуатацию котёл №8.

В связи с проводимой реконструкцией Уралмашзавода, с резким увеличением его производственных мощностей в 1958 году на ТЭЦ был пущен пятый турбогенератор мощностью 12 МВт и смонтирована новая бойлерная установка суммарной производительностью 200 Гкал/час. В те же годы была проведена реконструкция ГРУ 6 кВ, заменены многообъемные масляные выключатели на малообъемные. Релейная защита и автоматика оснащены оборудованием более высокого уровня. Но на этом развитие ТЭЦ не завершилось — в 1962 году ввели в эксплуатацию девятый паровой котёл, затем десятый и одиннадцатый водогрейные. Проблема отопления быстроразвивающегося соцгорода Уралмаш была решена.

В начале 1960-х годов управление экономикой СССР осуществлялось не по отраслевому, а по территориальному принципу, что позволяло эффективно решать многие задачи, в том числе повышения эффективности производства. В связи с этим Постановлением Совета Министров РСФСР было принято решение о выводе уралмашевской ТЭЦ из состава Уралмашзавода и передаче на баланс РЭУ «Свердловэнерго». С тех пор она стала называться Свердловской ТЭЦ.

Турбинный цех. Фото 1969 года

Уже в 1964 году были введены в эксплуатацию новые котлы №10 и №11. А с 1965 года началось переоборудование котлов на сжигание природного газа. Свердловская ТЭЦ стала первопроходцем в этом важном деле на Урале. Переход был постепенным и завершился только в 1987 году.

В 1969 году была проведена полная реконструкция электрической схемы станции с включением новой подстанции 110/6 кВ, изменением схемы ГРУ на двухсистемную. Одновременно была проведена полная реконструкция главного щита управления с заменой РЗА, панелей и пультов управления. 

В начале 1980-х годов начались работы по расширению ТЭЦ. Построены котельная пятой очереди, УГВС пятой очереди, ОХВО.

Общий вид на Свердловскую ТЭЦ

Последний турбогенератор на Свердловской ТЭЦ был смонтирован в 1998 году. Его мощность — 12 МВт.

Сегодня Свердловская ТЭЦ является крупнейшей по установленной тепловой мощности электростанцией Свердловского филиала "ТГК-9". В настоящее время ТЭЦ вырабатывает 36 МВт электроэнергии и 1430 Гкал/час тепловой энергии. Станция занимает площадь в 28 га.

Бывшая ТЭЦ Уралмашзавода, построенная в 1930-х за пределами города, сегодня оказалась в центре тепловых и электрических нагрузок столицы Урала. Сейчас это единственная крупная ТЭЦ в центральной части Екатеринбурга. Она снабжает электроэнергией и теплом не только промышленную площадку Уралмашзавода, но и около 200 тысяч жителей вокруг неё: прилегающие жилые районы микрорайона Уралмаш, Сортировку, Заречный, часть ВИЗа, центральные кварталы города. Всего Свердловская ТЭЦ отапливает и обеспечивает электроэнергией примерно 40% территории Екатеринбурга и входит в число наиболее экономичных электростанций Свердловской области.



Вернуться назад