Электромагистраль Камская ГЭС-Свердловск готова!

Магистраль такой большой длины (368 км) и такого высокого напряжения (220 кВ) сооружена в нашей стране впервые

Закончено строительство энергомагистрали Камская ГЭС - Свердловск. Эта линия напряжением в 220 киловольт имеет длину 368 километров. Магистраль такой большой длины и такого высокого напряжения (пока не сдана в эксплуатацию линия Куйбышевская ГЭС - Москва, по которой будет подаваться ток в 400 киловольт) сооружена в нашей стране впервые.

Подход к КамГЭС 1960-е гг.

«В комплекс сооружения входил выбор трассы, прорубка её, установка фундаментов под опоры, установка стальных опор, подвеска проводов и грозозащитных тросов, прокладка вдоль трассы линии связи, сооружение на трассе десяти монтерских баз и контрольных пунктов, строительство подстанции в Свердловске».

Главный инженер треста «Уралэлектросетьстрой» Николай Павлович Рамингер

Н.П. Рамингер - второй справа в нижнем ряду


Уже с первых шагов строители линии встретились с трудностями. Выбирая трассу в Кунгурском районе Молотовской области, они наткнулись на карстовый участок с пустотами в грунте. Это чрезвычайно затрудняло выбор мест под установку опор, которые весят более десяти тонн каждая. Для ускорения строительства работа на линии должна была вестись круглый год. А как бетонировать фундаменты в зимнее время? Сооружение линии потребовало вырубить две тысячи гектаров леса (около 400 тысяч кубов древесины), переработать почти сто тысяч кубометров грунта, установить более 900 стальных опор, подвесить свыше 2 000 тонн провода и выполнить много других работ.

Фрагмент из дела о ЛЭП Свердловск-КамГЭС

«Строительство новой линии официально началось в 1952 году, но фактически времени на сооружение затрачено значительно меньше».

Главный инженер треста «Уралэлектросетьстрой» Николай Павлович Рамингер 
Механизмы и новая технология помогли строителям выполнить поставленные перед ними задачи в короткий срок. На трассу будущей линии пришли экскаваторы на гусеничном ходу с ковшом емкостью в 0,5 кубометра, бульдозеры на тракторах «С-80» и «ДТ-54». Для облегчения и ускорения работы строители сами создали оригинальный, универсальный тракторный агрегат, позволивший механизировать установку и сборку металлических опор и фундаментов.

Работа на новой линии велась широким фронтом, сразу с пяти участков. Сооружая новую электромагистраль, строители отказались от обычного метода бетонировки фундаментов. Для этой цели впервые в широких масштабах применяли сборный железобетон. Детали фундаментов весом в 2-3 тонны изготовлялись на заводе в городе Березовском и автотранспортом доставлялись на место. Это позволило ликвидировать сезонность в работе и дало строительству около трех миллионов рублей экономии.

Строительство ЛЭП 220 Свердловск-КамГЭС (1 цепь)

Советские люди работают творчески

- Во второй цепи линии, - замечает главный инженер, - есть один опытный участок. Тут мы установили стальные опоры новой, уральской конструкции. Эти опоры значительно легче по весу и могут устанавливаться на фундаменты меньшего объема. Такие опоры более удобны в транспортировке по железной дороге.

Опора 1950-е гг Уралэлектросетьстрой

Богатая оснащенность механизмами, творческая активность людей позволили при сооружении новой линии широко применить поточно-скоростной метод работы. Это дало возможность строителям вести в день до двух километров линии, что в два раза превышает норму.

Третьего октября 1955 года первый участок магистрали от Молотова был готов и принят рабочей комиссией. Вслед за ним предъявлялись к сдаче другие участки. Сооружение электромагистрали Камская ГЭС - Свердловск было серьезным экзаменом для всего коллектива.

Этот экзамен выдержан. Вчера на новую линию подано напряжение.



Вернуться назад