80 лет назад на Урале открылась самая длинная в мире электромагистраль

Протяженность электрифицированной линии Свердловск - Гороблагодатская - Чусовская - Кизел в 1937 году составила 493 километра, эта железная дорога стала самой длинной в мире.

Свердловская дорога - старейшая в России электрифицированная магистраль. В 1933 году в исключительно сложное время - первых легендарных пятилеток, при острой нехватке необходимого оборудования, материалов, подготовленных специалистов - благодаря энтузиазму и настойчивости железнодорожников появился первый на Урале магистральный электрифицированный участок.

Была электрифицирована самая сложная на дороге по плану и профилю (после Сурамского перевала на Кавказе) ветка Чусовская - Кизел для вывоза кизеловского угля, остро необходимого для бурно развивающейся промышленности Уральского региона.

Электрификация первого на Урале участка велась в тяжелых условиях: сложный горный профиль, глубокие выемки, высокие насыпи, скальный грунт. Котлованы под опоры разрабатывались вручную, вся «механизация» состояла из лопаты, кайла и лома. Рабочие устанавливали пропитанные креозотом деревянные опоры с помощью лебедки и падающей стрелы. Контактная подвеска на перегонах и главных путях станции состояла из стального несущего троса и медного контактного провода сечением 100 квадратных миллиметров. На остальных станционных путях был подвешен стальной несущий трос и медный контактный провод сечением 80 квадратных миллиметров. Вскоре был проложен медный усиливающий провод сечением 95 на 120 квадратных миллиметров. Для обслуживания контактной сети были организованы четыре дистанции, расположенные на станциях Утес, Усьва, Губаха и Кизел.

Чтобы питать контактную сеть, строители возвели пять тяговых подстанций на станциях Чусовская, Заготовка, Маховатьня, Губаха и Кизел. В качестве преобразовательных агрегатов рабочие установили по два тяговых мотор-генератора: британский и отечественный.


1933elektromag

23 августа 1933 года на участке Чусовская - Кизел прошел первый поезд на электрической тяге под управлением машиниста-наставника М.И. Костромина и помощника машиниста Н.П. Буторина. С 3 сентября 1933 года на электротягу было переведено все движение по данному участку.

К декабрю 1933 года самый протяженный в стране магистральный электрифицированный участок Чусовская - Кизел длиной 113 километров был сдан в постоянную эксплуатацию. Этому важнейшему событию предшествовали два года тяжелейшего, упорного труда не только железнодорожников, но и энергетиков Урала. Новый электрифицированный участок получил электропитание от Кизеловской ГРЭС (станция Губаха) и Березниковской ТЭЦ, работавших на общую высоковольтную сеть северо-западного района Уралэнерго. В 1933 году был организован Чусовской участок электроснабжения. Его первым начальником был назначен П.Д. Фаев.

Экономическое значение электрификации участка Чусовская - Кизел трудно переоценить. Это единственный железнодорожный выход из Кизеловского каменноугольного бассейна — основной базы уральской металлургии, бурно развивающегося Соликамско - Березниковского района химической промышленности. Паровозная тяга с предъявляемыми объемами перевозок не справлялась. Электрификация участка (вместо строительства второго пути) позволила существенно разрядить обстановку и в значительной мере увеличить пропускную и провозную способность.

Уже к исходу первого года эксплуатации появились положительные итоги эксплуатационной работы участка: среднетехническая скорость увеличилась в полтора раза, средняя масса поезда - почти в два раза, пропускная способность - более, чем в полтора раза, перевозочная работа - в два раза. Одновременно было достигнуто значительное улучшение экологической обстановки в регионе, выросла общая культура производства, улучшен быт железнодорожников. Часть силового оборудования тяговых подстанций была иностранного производства, его монтаж и наладка выполнялись под руководством иностранных инженеров - шеф-монтажников.

Началом эксплуатации второго на Урале электрифицированного участка Свердловск - Гороблагодатская протяженностью 195 километров принято считать 7 ноября 1935 года. В этот день были отправлены первые поезда на электрической тяге со станции Свердловск-Сортировочный в сторону Нижнего Тагила.

Как и на первом участке, существующая паровозная тяга не справлялась с возрастающими перевозками. Строительство второго пути было крайне затруднено, кроме того, требовались громадные средства и время. Только электрификация могла в короткий срок решить проблему перевозок.

Электрификация велась в исключительно сложных условиях: скальные выемки, высокие насыпи, кривые малого радиуса. Работами руководил опытный монтажник - начальник Нижнетагильского строительно-монтажного участка электрификации А.Ф. Васильев.

За два года были сооружены шесть тяговых подстанций на станциях Серов-Сортировочный, Таватуй, Н. Рудника, Быньговский, Смычка, Гороблагодатская. На всех тяговых подстанциях было установлено только отечественное оборудование, в том числе ртутные выпрямители РВ-20/30, силовые и тяговые трансформаторы. Монтаж тяговых подстанций выполняли опытные отечественные специалисты под руководством инженера П.Д. Цирулева. На участке было организовано шесть дистанций контактной сети, специализированные бригады по обслуживанию ртутных выпрямителей, маслонаполненного оборудования, релейной защиты, построено также основное электровозное депо на станции Свердловск-Сортировочный.

После перевода на электрическую тягу участка Свердловск - Гороблагодатская протяженность электрифицированной магистрали составила 308 километров. В 1935 году был организован Нижнетагильский участок энергоснабжения. Его первым начальником стал Э.А. Крумин.

Стоит отметить, что с первых дней новый участок стал надежным полигоном для испытаний и внедрения в работу отечественного силового оборудования. На участке зародилось творческое содружество специалистов участка с научными коллективами и предприятиями, выпускающими аппаратуру для электрифицированных дорог, например, с заводом «Уралэлектротяжмаш». Участок стал кузницей кадров и для других дорог сети, где также интенсивно велась электрификация.

Третий перевальный участок Чусовская - Гороблагодатская протяженностью 183 километра был закончен в 1937 году. На нем были построены четыре тяговых подстанции на станциях Всесвятская, Койва, Бисер, Европейская и усилены существовавшие на станциях Чусовская и Гороблагодатская, организованы также три дистанции контактной сети на станциях Всесвятская, Бисер, Европейская.

Сооружение контактной сети и тяговых подстанций по-прежнему велось без средств механизации. Контактная сеть была смонтирована на деревянных опорах, пропитанных креозотом. На тяговых подстанциях было установлено только отечественное оборудование. В 1939 году Чусовской участок энергоснабжения был разделен на два: Чусовской и Кизеловский. Начальником первого стал К.Ф. Ступников, второй возглавил Е.А. Борзенко.

Таким образом, протяженность электрифицированной линии Свердловск - Гороблагодатская - Чусовская - Кизел составила 493 километра и стала самой длинной не только в России, но и в Европе.

Источник: http://www.ekburg.ru/news/2/64098-istoriya--let-nazad-na-urale-otkrylas-samaya-dlinnaya-v-mire-elekt...


Вернуться назад